«Детский сад №30 «Кораблик» г. Корсаков Сахалинская область

СКАЗКИ - ШУМЕЛКИ

                                                                      Картотека

СКАЗКИ - ШУМЕЛКИ

Использованиеметодики Е. и С Железновых на музыкальныхзанятиях,

             на праздничных выступлениях 

На основе материалов можно устраивать мини- музыкальные   спектакли  для детей младшего дошкольного возраста, что учит  слушать других, уступать,сопереживать и взаимодействовать.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ


Дети реализуют свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах, в игровом   сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями.
С помощью занимательных сказок – шумелок, дети  познакомятся с детскими музыкальными инструментами, овладеют различными приёмами извлечения звуков, разовьют слуховую память, научатся воспроизводить оттенки звучания: громкость,продолжительность, тембр, ритм.Формируются навыки сотрудничества и сотворчества. Развивается выдержка.  Переживают эмоционально-радостные ощущения от активного участия в музицировании.
                                             ВЫБОР  ТЕКСТА
1.Выбирая текст, учитывайте насколько он подходят детям по сложности и объёму.
2. Определите, какую педагогическую ценность имеет выбранный текст цели и задачи очередного занятия.
3. Определите заранее смысловые акценты и паузы.
                                        ВЫБОР  ИНСТРУМЕНТОВ
1. Определите, какие музыкальные или шумовые инструменты и предметы, а также  звукоподражания подойдут для шумового оформления текста. Сделайте    соответствующие пометки или условные обозначения в тексте.
2. Решите и, при необходимости, укажите в тексте, как именно следует играть в каждом случае: приём  звукоизвлечения, громкость, продолжительность.
3. Решите, на каком инструменте будет играть ребёнок: первое время лучше  предлагать или один более  сложный (барабан) или несколько простых – те, где маловероятны варианты звукоизвлечения. Учитывайте, какими приёмами ребёнок    уже владеет, какие должен освоить на планируемом занятии.  

ПРОВЕДЕНИЕ  ЗАНЯТИЯ

     Сказочки или истории должны быть выучены взрослым почти наизусть.        Не следует перегружать рассказ звуковыми эффектами, на первом месте должна оставаться всё же сама история, а не игра на инструментах. Благодаря использованию инструментов история или сказочка должна стать более интересной и яркой. Если в детском учреждении или дома нет необходимых музыкальных инструментов,подберите для игры подходящие звучащие предметы. Перед занятием раздайте инструменты с учётом возможностей дошкольников, можно также предложить выбрать инструмент и дать время проверить звучание. Обеспечьте благоприятную, спокойную обстановку для проведения занятия, чтобы и Ваш рассказ, и шумовое оформление произвели впечатление на детей. Во время исполнения используйте жесты и мимику, говорите медленно и выразительно,выдерживайте паузы. Во время рассказа чаще глядите детям в глаза. Игра на инструменте, должна звучать в паузах, иллюстрируя текст. Инструмент должен отзвучать прежде, чем Вы продолжите рассказ. Побуждайте детей к игре на инструментах.Вступление можно подсказывать взглядом, жестом или сигналом. Мимикой и жестами можно подсказывать детям громкость и скорость игры.    Лучше не прерывать без особой необходимости игру ребёнка. Взрослый должен подготовить указания для игры на инструментах заранее, но,  в то же время, быть готовым поддержать незапланированное вступление  ребёнка, его творческую инициативу,идеи детей. Дети должны постепенно запомнить названия инструментов, узнавать их по слуху, ас 4 лет, с помощью взрослого, научиться сравнивать и характеризовать звучание знакомых инструментов. Возможно также музицирование детей без помощи взрослых.

                   Музыкальное сопровождение к сказкам – шумелкам

                    Е. и С. Железновых                                                                     


1. МЫШИНАЯ ИСТОРИЯ

Осенью мышки весь день бегали туда и сюда, собирая запас на зиму.
(СТУЧИМ ПАЛЬЧИКАМИ ПО БАРАБАНУ ИЛИ КОРОБКЕ)
И вот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки.
(УДАРЯЕМ ПАЛОЧКОЙ ПО МЕТАЛЛОФОНУ)
Они покрыли замёрзшую землю пушистым белым одеялом, и вскоре на этом снегу появились маленькие следы мышиных лапок.
(УДАРЯЕМ ПО ТРЕУГОЛЬНИКУ ИЛИ ПОДВЕШЕННОЙ ЛОЖКЕ)
Мыши попрятались в свои норки, где у них было много еды.
Они грызли орешки,
(ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ)
Грызли зёрнышки
(ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО РУБЕЛЮ)
И устраивали себе из соломы тёплые гнёздышки.
(ШУРШИМ ПАКЕТОМ ИЛИ БУМАГОЙ)
Особенно они любили лакомиться сладкими корешками.
(ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО РУБЕЛЮ)                                                         А снаружи на землю каждый день падал снег и шумел ветер.                (ДУЕМ В БУТЫЛКУ)                                                                                    Но мышкам было очень хорошо под снегом в тёплых норках.                (УДАРЯЕМ ПАЛОЧКОЙ ПО МЕТАЛЛОФОНУ) 

2. ЗАЯЦ В ЛЕСУ

Жил-был заяц-трусишка. И всего этот заяц боялся.
Вышел однажды он из дома. Не успел и трёх шагов сделать, а ёжик вдруг как зашуршит в кустах!                                                              (ШУРШИМ БУМАГОЙ ИЛИ ПАКЕТОМ)                                                          Испугался заяц и бежать.                                                                            (СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ - быстро)                                                            Бежал, бежал, присел на пенёк отдохнуть, а дятел на сосне как застучит!                                                                                                    (СТУЧИМ ПАЛОЧКОЙ О ПАЛОЧКУ)                                                                Бросился заяц бежать.                                                                          (СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ  - быстро)                                                              Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает.                                                                                              (НАТЯГИВАЕМ РУКАМИ ТКАНЬ)                                                                  Побежал заяц из леса к речке                                                                    (СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ - быстро)                                                              А на берегу, лягушки сидели.                                                                      Увидели они зайца - и скок в воду.                                                              (ШЛЁПАЕМ ЛАДОНЯМИ ПО НОГАМ)                                                              Тут заяц остановился и говорит:                                                                  - А ведь есть звери, что меня, зайца, боятся!                                               Сказал так, и смело поскакал обратно в лес.                                          (СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ - медленно)                                                   

            3. ЛИСА И РЫБА
Вёз как-то дед на санях рыбы целый мешок. Лошадка бежит, копытами стучит,бубенчиком звенит.                                                          (БУБЕНЦЫ)                                                                                                              Видит дед – на дороге лиса лежит, обрадовался: «Вот будет моей старухе воротник на шубу!» - Бросил он лису в сани                                    (БАРАБАН)                                                                                                                      а сам пошёл впереди                                                                                 ( ШЛЕПКИ ПО КОЛЕНЯМ)                                                                Лошадка бежит, колокольчиком звенит                                                      (БУБЕНЦЫ)                                                                                                  А лисичка стала выбрасывать из воза по рыбке, да по рыбке                    (КСИЛОФОН ГЛИССАНДО)                                                                            Выбросила всю рыбку и сама убежала                                              (БАРАБАНИТЬ ПАЛЬЦАМИ ПО БАРАБАНУ)                                                   

           4. ЗИМА В ЛЕСУ                                                                                          Осенью мышки с утра до вечера бегали по лесу, собирая еду на зиму.    (ТРЕЩОТКА)                                                                                                 Белочки прыгали по веткам, собирая орешки.                                             (ЛОЖКИ) И вот с неба стали падать снежинки.                           (МЕТАЛЛОФОН)                                                                                           Снег укрыл землю пушистым белым одеялом.                                            И на снегу были видны следы маленьких лапок.                              (ТРЕУГОЛЬНИК)                                                                                                              Белочки устраивали себе гнёзда на деревьях. Мыши попрятались в свои норки и делали себе гнёздышки из травы.                                                                                    (ШУРШАТЬ БУМАГОЙ)                                                                                                        У всех было много еды. Белки грызли орешки,                                                (КСИЛОФОН)                                                                                               Мышки грызли зёрнышки                                                                                                (РУБЕЛЬ)                                                                                                                            В лесу шумел холодный зимний ветер.                                                                          (ДУТЬ)                                                                                                                              Но белочкам было тепло в гнёздах,                                                                            (ЦОКАТЬ ЯЗЫКОМ)                                                                                                           И мышкам было хорошо в своих маленьких норках.                                    (ПИЩАТЬ)                            

      5. ГЛУПАЯ ЛИСИЧКА
Бежала лисичка по лесу. Бежит – а на веточке колокольчик висит и звенит.
(КОЛОКОЛЬЧИК)
Голосок у тебя хороший, а сам ты плохой - сказала лисичка.
Не возьму тебя!
И побежала лисичка дальше.
(ЗВЕНЕТЬ КОЛОКОЛЬЧИКОМ)
Бежит лисичка, бежит, а на земле бутылочка лежит и гудит.
(ДУТЬ В БУТЫЛОЧКУ)
- Напугать меня хочет! – сказала лисичка.
А я её сейчас утоплю!
Схватила лисичка бутылку и прибежала к речке                                        (БАРАБАНИТЬ ПАЛЬЦАМИ ПО БАРАБАНУ)                                                  Стала лисичка бутылку топить, а она булькает и тянет лисичку в воду.      ( « БУЛЬ- БУЛЬ- БУЛЬ- БУЛЬ- БУЛЬ»)                                                     Еле выбралась лисичка из речки на берег и дальше побежала.                  ( КОЛОКОЛЬЧИКИ)                                                                                    Бежит лисичка, бежит и вдруг видит – а на дороге капкан. - Какую – то железку потеряли! – сказала лисичка. Посижу - ка я на ней, отдохну. Только лисичка присела, а капкан вдруг…цап её за хвост!      (ТАРЕЛКА)                                                                                                Уж лисичка его царапала – царапала,                                                          (СКРЕСТИ ПО БАРАБАНУ) стучала – стучала.                                              (СТУЧАТЬ ПО БАРАБАНУ)                                                                              Еле вырвалась! И скорей домой побежала.                                            (БАРАБАНИТЬ ПАЛЬЦАМИ ПО БАРАБАНУ)

 

 

 

 

4 марта 2017 в 14:42

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.