«Детский сад №30 «Кораблик» г. Корсаков Сахалинская область

Элементы театральной деятельности в музыкальной деятельности


 -  Музыкально - пластические импровизации

Задания по пластике можно считать подготовкой к театрализованной деятельности под музыку. Игры – превращения способствуют развитию у детей выразительности и воображения при передаче различных эмоциональных состояний. В них всегда можно поиграть на музыкальных занятиях и в свободное время. Игры – превращенияразвивают, прежде всего, гибкость и умение владеть своим телом и представляют собой задания, несущие "художественно-смысловой образ", затрагивающий эмоциональный мир ребенка. Пластические образы создаются на литературном  материале. Адресная направленность: этюды-импровизации можно использовать  в музыкальной деятельности детей, в качестве дополнения к традиционным физкультминуткам или заменить их; а также в свободной организованной деятельности детей. Организация работы:  Предлагаем детям определенную ситуацию. Дети с помощью мимики, жестов, пластики тела фантазируют и создают мини-спектакль (этюд) на заданную тему. Этюды могут сопровождаться музыкальными зарисовками, как классической музыки, так и динамической или музыкой из серии «Звуки природы». Особенности организации работы: В подборе литературной основы для подобных игр с детьми воспитателю следует руководствоваться следующими критериями: • подбор художественного слова должен осуществляться с учетом индивидуальных особенностей детей, чтобы вызывать у ребенка яркий эмоциональный отклик и чувства сопричастности к тому, о чем рассказывает художественное произведение; • побуждение ребенка к активности и самостоятельности в использовании в ходе игровой деятельности и активизация их использования в повседневной жизни.                                                                                    - Музыкально – игровой приём: стихотворения, которые подходят по своему содержанию к  сюжету музыкального произведения.

Задача детей придумать и выразить под музыку оригинальные двигательные сюжеты, передающие образы героев. Вместо костюмов, масок можно  использовать яркие цветные полотна.  Главное, чтобы  сюжет музыкального произведения  и стихи  были доступными детям по  содержанию.

  - Этюды на развитие эмоциональной сферы дошкольника                                            На музыкальных занятиях эффективно их включать в  различные виды музыкальной деятельности. «Волшебными» средствами можно назвать мимику, жесты, позу человека. Движение лица, рук, тела выражают внутренний мир, душевное состояние. Все эти движения знакомят детей  с элементами выразительных движений.

-  Цветонастроение   

Использование цветовой гаммы в интегрированных занятиях  с правом выбора детьми эмоционального настроения  музыки в своих рисунках. Вслушиваясь в музыку, ребенок ощущает динамику эмоционального состояния и моделирует ее. Интегрированные занятия, включающие в себя пение, слушание музыкального произведения, художественное слово, изобразительную и театральную деятельность помогают создать положительный эмоциональный фон, атмосферу радости, сотворчества. Они способствуют развитию нравственных качеств детей, их творческому развитию, познавательной деятельности. На этих занятиях дети чувствуют себя более раскованными, раскрепощенными, более самостоятельными, реализуя свои творческие возможности.

 - Сказки – шумелки.  Игра-импровизация на музыкальных инструментах.

Применяя эту методику, совмещаю ее с развитием речи. С детьми вспоминаем и рассказываем сказки, рассказы, различные истории. Затем  предлагаем  озвучить героев различными инструментами. Дети сами выбирают тот или иной инструмент и с подсказкой музыкального руководителя решают, как играть на нем (тихо или громко, медленно или быстро и так далее). В целом получается сказка, рассказанная шумовым оркестром. На основе материалов сказок – шумелок можно устраивать музыкальные спектакли для детей младшего возраста, что учит слушать других, уступать, сопереживать и взаимодействовать, что всегда сопровождается положительными эмоциями.

- Творческие упражнения на расслабление - снятия эмоционального напряжения

В систему мер по снятию эмоционального напряжения  входят творческие задания, обучающие детей приемам регуляции эмоциональных состояний.  Расслабление достигается путем использования специально подобранных игровых приемов. Каждому дается образное название. Дети выполняют упражнения,  не просто подражая ведущему, а перевоплощаясь, входя в данный образ. Опыт показывает, что в результате применения таких творческих заданий, многие дети становятся более уравновешенными и спокойными. Можно включать  такие «релаксационные паузы»  не только в музыкальные занятия, но и во все режимные моменты, используя такие музыкальные произведения: «Сладкие грезы» П. И. Чайковского,  « Грустный вальс» Я. Сибелиуса, « Фантазия – экспромт» Ф. Шопена, « Аве – Мария» Ф. Шуберта, « Лунная соната» Л.  Бетховена.  

10 сентября 2017 в 15:26

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.